Лекция Ирины Малиновской «Сергей Щукин — коллекционер, новатор, меценат»

Искусство и культура 12+

Ирина Малиновская продолжает исследовать феномен меценатства в России.

Жизнь Сергея Щукина и его семьи была столь же яркой и наполненной событиями — порой, трагичными — как и его коллекция. Судьба этого уникального коллекционера, как и его собрания, достойна создания захватывающего байопика.

Чрезвычайно успешный коммерсант, потомственный московский купец-промышленник Сергей Щукин, получивший от партнеров по бизнесу прозвище «Дикобраз», был настоящим коллекционером-новатором, не боявшимся эпатировать консервативную московскую публику дерзким выбором и публичной демонстрацией работ современных западно-европейских художников, оставаясь при этом тонким, интеллигентным человеком.

Его лаконичная и стильная коллекция началась с импрессионистов: Писсарро, Моне, Ренуара, Дега. Позднее он переключился на постимпрессионистов и за 5 лет приобрел 8 произведений Сезанна, 4 — Ван Гога и 16 — Гогена. Далее его заворожили полотна Матисса, патроном которого он был довольно долго, а затем наступил период Пикассо. В 1914 г. из-за начала Первой мировой войны Щукин, как и многие коллекционеры, прекратил покупать картины в Париже, где остались ранее заказанные Матиссу «Красные рыбки» (ныне находятся в Центре Помпиду, Париж) и «Женщина на высоком табурете» (Музей современного искусства, Нью-Йорк).

В своей коллекции Щукин отразил революционное развитие современной ему европейской (преимущественно, французской) живописи. Он находил произведения не просто характерные, но радикальные, смелые, авангардные.

С 1909 года двери его особняка на Знаменке были открыты для всех желающих. Из Щукинской галереи выросли известные художники русского авангарда, среди которых Петров-Водкин, Ларионов, Гончарова, Татлин, Малевич, Розанова, Родченко.

В 1915 г. Щукин с семьей переехал в особняк на углу Большой Никитской и Садовой, а дом на Знаменке стал частным музеем. Щукинская коллекция, которая насчитывала около 300 произведений, сегодня, по самым скромным подсчетам, оценивается в 9 миллиардов долларов.

Ирина Малиновская — искусствовед, продюсер, создатель арт-студии «Золотое сечение», арт-бутика «Русский шарм», внештатный журналист и колумнист журнала «The МОСТ».

Сфера интересов: феноменология меценатства и коллекционирования; каталоги-резоне; нейрофизиологические аспекты восприятия искусства; организация художественных выставок; продюсирование культурно-массовых мероприятий.

Поделиться:

95 дней назад
14 ноября 2024 18:30–20:00

Томск
«Кабинет Пушкинского», проспект Ленина, д. 34а, новое здание Научной библиотеки ТГУ, 5 этаж
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов