Лекция Ирины Малиновской «Сергей Щукин — коллекционер, новатор, меценат»

Искусство и культура 12+

Ирина Малиновская продолжает исследовать феномен меценатства в России.

Жизнь Сергея Щукина и его семьи была столь же яркой и наполненной событиями — порой, трагичными — как и его коллекция. Судьба этого уникального коллекционера, как и его собрания, достойна создания захватывающего байопика.

Чрезвычайно успешный коммерсант, потомственный московский купец-промышленник Сергей Щукин, получивший от партнеров по бизнесу прозвище «Дикобраз», был настоящим коллекционером-новатором, не боявшимся эпатировать консервативную московскую публику дерзким выбором и публичной демонстрацией работ современных западно-европейских художников, оставаясь при этом тонким, интеллигентным человеком.

Его лаконичная и стильная коллекция началась с импрессионистов: Писсарро, Моне, Ренуара, Дега. Позднее он переключился на постимпрессионистов и за 5 лет приобрел 8 произведений Сезанна, 4 — Ван Гога и 16 — Гогена. Далее его заворожили полотна Матисса, патроном которого он был довольно долго, а затем наступил период Пикассо. В 1914 г. из-за начала Первой мировой войны Щукин, как и многие коллекционеры, прекратил покупать картины в Париже, где остались ранее заказанные Матиссу «Красные рыбки» (ныне находятся в Центре Помпиду, Париж) и «Женщина на высоком табурете» (Музей современного искусства, Нью-Йорк).

В своей коллекции Щукин отразил революционное развитие современной ему европейской (преимущественно, французской) живописи. Он находил произведения не просто характерные, но радикальные, смелые, авангардные.

С 1909 года двери его особняка на Знаменке были открыты для всех желающих. Из Щукинской галереи выросли известные художники русского авангарда, среди которых Петров-Водкин, Ларионов, Гончарова, Татлин, Малевич, Розанова, Родченко.

В 1915 г. Щукин с семьей переехал в особняк на углу Большой Никитской и Садовой, а дом на Знаменке стал частным музеем. Щукинская коллекция, которая насчитывала около 300 произведений, сегодня, по самым скромным подсчетам, оценивается в 9 миллиардов долларов.

Ирина Малиновская — искусствовед, продюсер, создатель арт-студии «Золотое сечение», арт-бутика «Русский шарм», внештатный журналист и колумнист журнала «The МОСТ».

Сфера интересов: феноменология меценатства и коллекционирования; каталоги-резоне; нейрофизиологические аспекты восприятия искусства; организация художественных выставок; продюсирование культурно-массовых мероприятий.

Поделиться:

26 дней назад
14 ноября 18:30–20:00

Томск
«Кабинет Пушкинского», проспект Ленина, д. 34а, новое здание Научной библиотеки ТГУ, 5 этаж
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов